с сенсором 1″ и объективом 20х в сравнении с другими камерами серии UX.
UX — это новая интересная серия камер, которая приходит на смену камерам на SD-носителях, типа AG-AC160 (3MOS сенсор 1/3″). Серия UX не позиционируется как флагманская или как начальный уровень. Это рабочие репортажные 4K-камеры на среднем сенсоре, попадающем в промежуток между 1/3″ и 4/3″. Реально используемый («эффективный») размер сенсора составляет 1″. Это новый интереснейший класс сенсоров, который появился сразу у нескольких производителей.
По мнению Panasonic, пользователями новых камер серии UX может быть кто угодно, от документалистов и репортажников до свадебных видеографов. В настоящее время в серию UX входят две модели, UX180 и UX90. UX90 ограничена максимум 25 к/c в UHD-режиме, у нее нет SDI-выхода, нет замедленной съемки, модели разделены по рынкам на 60 Гц и 50 Гц.
Старшая модель UX180 не имеет таких ограничений. Судя по количеству используемых пикселей, сенсоры у камер отличаются. Также важное отличие в том, что для 4К режима в младшей модели используется центральная часть сенсора, таким образом, в широкоугольном положении объектива ЭФР для UHD составит 35.4 мм, а не 24.5, как в режиме FHD.
AG-UX180 | AG-UX90 (регион с 50 Гц) | |
Размер сенсора | 1.0″ | 1.0″ |
Эффективных пикселей: | 8.79 Мп: UHD/FHD 59.94p/29.97p/23.98p 9.46 Мп: 4K 24p |
17.78 Мп: FHD 50.00p/25.00p 8.59 Мп: UHD 25.00p |
Оптический зум (i.Zoom) | 20x (30x) | 15x (25x) |
4K DCI (4096×2160) | 24p | нет |
UHD (3840×2160) | 59.94p, 50p, 29.97p, 25p, 23.98p | 25p |
FHD (1920×1080) | 59.94p, 50p, 29.97p, 25p, 23.98p, 59.94i, 50i | 50p, 25p, 50i |
Переменная частота кадров (только FHD) | 50,00 Гц: 2—50 к/c и 100 к/c 59,94 Гц: 2—60 к/c и 120 к/c |
2—50 к/c |
Одновременная резервная запись на 2 SD-карты | да | да |
«Карусельная» последовательная запись на 2 SD-карты (смена карт без остановки записи) | да | да |
Запись в два разных кодека | да | нет |
Запись в фоне | да | нет |
Ночная ИК-съемка | да | нет |
Синхронизация по таймкоду | да | нет |
Выход SDI | да (3G-SDI) | нет |
Выход HDMI | да (UHD 50p {amp}amp; 59.94p) | да (UHD 25p) |
Если требуется мультикамерная съемка, 90-я модель может подойти как вторая или третья камера к 180-й, так как она стоит в полтора раза дешевле.
Зачем понадобилось делать камеру на 1″ сенсоре, когда есть сенсоры практически такого же формата — Micro 4/3 (например, в камере DVX200)? С меньшим сенсором автоматически получается выигрыш и в весе, и в габаритах. Растет при прочих равных и кратность оптического трансфокатора объектива. Из нашего разговора с Люком Барра, продакт-менеджером камеры DVX200, в Panasonic поступали пожелания облегчить новые ручные камеры.
В отличие от DVX200, камера UX180 может выводить по HDMI на внешний рекордер не 10 бит, а 8 бит, но расширенная цветовая субдискретизация 4:2:2 остается. Таким образом, UX180 все-таки тяготеет к репортажному жанру, в то время как DVX200 подойдет даже для съемки с последующим серьезным постпродакшеном (кеинг, сложный грейдинг). DVX200 также отметилась очень навороченным объективом с претензией на кинооптику.
У Panasonic AG-UX180 достаточно интересный новый компактный 4K-объектив. В нем 4 привода двигают 3 группы линз и 9-лепестковую диафрагму. Оптический стабилизатор OIS может похвастать увеличенной на 900% зоной стабилизации (в сравнении со 160-й моделью).
Улучшения при использовании камеры очень заметны. Как и у более дорогой камеры DVX200, здесь сделан качественный фокус, без эффекта «дыхания» объектива, чем грешат все объективы для фото.
Вес | 2,0 кг (исключая бленду, батарейку и аксессуары) 2,4 кг (исключая бленду, батарейку и наглазник) |
Габариты | 173×195×346 мм (исключая выступы и наглазник) |
Сенсор | 1,0-дюймовый (эффективный размер) MOS |
Эффективных пикселей | 8.79 Мп — UHD/FHD 59.94p/29.97p/23.98p 9.46 Мп — 4K 24p |
Объектив | оптический 20-кратный моторизированный зум
F2,8—F4,5 f=8,8—176 мм 35 мм ЭФР:
есть оптическая стабилизация |
Диаметр фильтров | ∅67 мм |
ND-фильтр | 4 положения (Off, 1/4, 1/16, 1/64) |
IR-фильтр | On/Off |
Минимальная дистанция фокусировки | 1.0 м |
Gain | переключение L/M/H
стандартный режим: 0..24 дБ (шаг 1 дБ) расширенный режим: −3..24 дБ (шаг 1 дБ) 30 дБ и 36 дБ |
Цветовая температура | ATW, ATW Lock, Ach, Bch,
пресеты 3200 K, 5600 K, Var (2000..15000 K) |
Переменная частота кадров VFR |
при системной частоте 59,94 Гц:
при системной частоте 50 Гц:
|
Режим замедленной съемки Super-Slow Motion |
при системной частоте 59,94 Гц:
при системной частоте 50 Гц:
|
Чувствительность | режим повышенной чувствительности
F11 (2000 лк, 3200 K, 89,9% reflect, 1080/59.94i) F12 (2000 лк, 3200 K, 89,9% reflect, 1080/50i) |
Минимальная освещенность | 0,2 лк (F2,8, gain 18 дБ, затвор 1/2 с, режим повышенной чувствительности) |
Цифровой зум | 2x/5x/10x, i.Zoom (макс. 30x) |
Бленда | крышка объектива встроена в компендиум |
Носитель | карты SDHC (4—32 ГБ)
карты SDXC (48—128 ГБ), UHS-I |
Слоты для карт | 2 слота |
Системная частота | 59,94 Гц/50 Гц |
Запись видео | форматы: MOV, MP4, AVCHD |
Работа 2 слотов для карт | последовательная, параллельная, постоянная в фоне, два кодека |
Формат видеосигнала на внешнем выходе | 8 бит 4:2:2 (4:2:0 для 60/50 к/c) |
Режим записи на внутренний носитель | 8 бит 4:2:0 |
Форматы компрессии | MPEG-4 AVC/H.264 High Profile (MOV/MP4/AVCHD) |
Формат записи звука | 48 кГц/16 бит, 2 канала |
Формат сжатия звука | LPCM (MOV/MP4), Dolby Digital (AVCHD) |
Запас на перегрузку | 12 дБ |
SDI | BNC×1, 3G/1.5G, HD SDI, SD SDI формат: 1080/59.94p максимум |
AV-выход | ×1 |
HDMI | полноразмерный ×1
форматы:
|
Встроенный микрофон | ×1, стерео |
XLR-входы | ×2 |
Выход на наушники | миниджек 3,5 мм |
Встроенные динамики | 20 мм ×1 |
Разъем ДУ | 2,5 мм (Zoom, S/S) 3,5 мм (Focus, Iris) |
Таймкод | BNC ×1, может быть использован для входа и выхода |
USB 3.0 Host | полноразмерный USB-вход, размер диска от 32 ГБ до 2 ТБ |
Производитель заявляет о рекордно широком угле обзора объектива на момент выхода камеры. На самом деле 24 мм будет в эквиваленте для 4K DCI/24p (17:9). Если считать для Ultra HD и Full HD (16:9), то в широкоугольном положении ЭФР = 25,4 мм.
Камера поддерживает 4K DCI (4096×2160) при 24 к/c, UHD (3840×2160) при 60 к/c. Поддержка 60 к/c важна по нескольким причинам. Помимо технических требований телеканалов, она позволяет делать 2,5-кратное замедление времени в пересчете на 24 к/c. И это то, из-за чего обычно страдают поклонники съемки видео на DSLR.
По HDMI возможен вывод 2160p при 59,94 к/c.
Размер | Кадров в секунду | Битрейт | Компрессия | Звук | Файл | |
4K/UHD | 4096×2160 | 24.00p | 100 Мбит/c | LongGOP | LPCM | MOV или MP4 |
3840×2160 | 59.94p/50.00p | 150 Мбит/c | ||||
3840×2160 | 29.97p/25.00p/23.98p | 100 Мбит/c | ||||
FHD, высокий битрейт | 1920×1080 | 59.94p/50.00p/29.97p/25.00p/23.98p | 200 Мбит/c | All-Intra | LPCM | MOV или MP4 |
1920×1080 | 59.94p/50.00p | 100 Мбит/c | LongGOP | |||
1920×1080 | 59.94p/50.00p/29.97p/25.00p/23.98p/59.94i/50.00i | 50 Мбит/c | LongGOP | |||
AVCHD, низкий битрейт | 1920×1080 | 59.94p/50.00p | 25 Мбит/c | LongGOP | AC3 | AVCHD |
1920×1080 | 59.94i/50.00i/23.98p | 21 Мбит/c | ||||
1920×1080 | 59.94i/50.00i | 17 Мбит/c | ||||
1440×1080 | 59.94i/50.00i | 5 Мбит/c | ||||
1280×720 | 59.94p/50.00p | 8 Мбит/c | ||||
720×480 | 59.94i (16:9/4:3)/ 50.00i (16:9/4:3) |
9 Мбит/c | ||||
720×576 | 59.94i (16:9/4:3)/ 50.00i (16:9/4:3) |
9 Мбит/c |
Как видно из таблицы, для Full HD-формата есть отличный режим All-Intra 200 Мбит/c, в котором каждый кадр сохраняется отдельно, как ключевой, и восстанавливается без интерполяции.
Panasonic AG-UX180, последовательная или параллельная запись на две SDXC-карты
Размер | Кадров в секунду | Битрейт | Компрессия | Звук | Файл | |
4K/UHD | 3840×2160 | 29.97p/25.00p/23.98p | 100 Мбит/c | LongGOP | LPCM | MOV или MP4 |
FHD, высокий битрейт | 1920×1080 | .94p/50.00p/29.97p/25.00p/23.98p/59.94i/50.00i | 50 Мбит/c | LongGOP | LPCM | MOV или MP4 |
AVCHD, низкий битрейт | 1920×1080 | 59.94p/50.00p | 25 Мбит/c | LongGOP | AC3 | AVCHD |
1920×1080 | 59.94i/50.00i/23.98p | 21 Мбит/c | ||||
1920×1080 | 59.94i/50.00i | 17 Мбит/c | ||||
1440×1080 | 59.94i/50.00i | 5 Мбит/c | ||||
1280×720 | 59.94p/50.00p | 8 Мбит/c | ||||
720×480 | 59.94i (16:9/4:3)/ 50.00i (16:9/4:3) |
9 Мбит/c | ||||
720×576 | 59.94i (16:9/4:3)/ 50.00i (16:9/4:3) |
9 Мбит/c |
Камера UX90 существенно отличается по возможностям от старшей модели. У нее максимальный битрейт записи ограничен на уровне 100 Мбит/c для 4K и 50 Мбит/c для Full HD.
У 4K-камеры требования к точности установки зоны резкости увеличиваются в десятки раз, поэтому весь механизм автофокусировки и ручного фокуса был полностью переработан по сравнению с камерами предыдущих поколений. Теперь качество выше на порядок. Есть и еще одна интересная штука: можно задать разные положения фокусировки, например на двух персонажей в кадре, и с заданной скоростью автоматически перемещать фокус с одного на другого. Получается действительно «камера одного оператора».
Есть встроенный отключаемый инфракрасный фильтр для ночной съемки, позволяющий снимать даже при нулевой освещенности в видимом диапазоне, при опциональной ИК-подсветке.
Очень важна невысокая цена носителей SDXC и их широкая доступность. Для записи в режимах 4K потребуется карточка Class 10 UHS Speed Class 3. Их цена в десятки раз ниже стоимости SSD и C-Fast2.0.
Для тестирования возможностей камеры и сопоставления с другими устройствами мы построили специальную тестовую сцену с широким динамическим диапазоном, с разнообразными насыщенными цветами, сложными текстурами и мелким текстом.
В качестве референсного изображения мы будем использовать фотографию, сделанную на DSLR Canon 600D c объективом Tamron SP 60mm F2 DiII Macro. По клику на миниатюре здесь и далее открывается картинка размера Full HD (отучаемся от пиксель-хантинга, смотрим на картину в целом).
Для оптимальных результатов по цвету и чтобы при этом не задирать ISO выше 100, мы поставили диафрагму F11, выдержку 1/6 секунды. Понятно, что снимать видео с такими параметрами невозможно. Для видео выдержка должна быть в 5 раз короче, а значит, нужно жертвовать ГРИП, открывая диафрагму, или сильно поднимать чувствительность и получать шумы, либо менять датчик на дорогой и чувствительный.